ФГБОУ Всероссийский детский центр «Печоры»
Министерство просвещения Российской Федерации

Центр духовно-нравственного воспитания ребенка на основе сохранения и передачи культурных традиций!

Делу - время, Потехе - час, Родине - вечность!

Общая информация

ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ПЕЧОРЫ»

Центр духовно-нравственного воспитания

ребенка на основе сохранения и передачи

культурных традиций

На рубеже каждой переломной исторической эпохи одним из важнейших направлений в развитии нашей страны становилось воспитание подрастающего поколения.

В 1924 году, после окончания гражданской войны 1917–1922 г.г. был открыт «Артек». Его открыли для того, чтобы иметь возможность «в короткий срок поправить здоровье детей, особенно тех, кто пострадал во время империалистической и гражданской войны и в годы разрухи <…>, где врачи имели бы дело не только с отдельным ребёнком, а с организованным детским коллективом». В этот же период в рамках реализации программы «ликвидации безграмотности» началось массовое открытие школ для обучения подрастающего поколения и формирования у них необходимого советской власти мировоззрения, именно поэтому лагерь Красного креста «Артек», который впоследствии «развернется в настоящую пионерию», стал местом притяжения не только ребят, нуждающихся в поправке здоровья, но и актива пионерской организации.

Начало второй половины XX века стало еще одним переворотным моментом для нашей истории: страна восстанавливалась после Второй мировой войны; наши соотечественники совершили невероятный прорыв в науке и сумели отправить человека в космос; наступил короткий период восстановления и открытия церквей и монастырей на территории страны; состоялся XX съезд КПСС, и его решения оказали большое влияние на жизнь людей; появилось целое поколение поэтов, которые на волне решений съезда поддерживали либерализацию общественной жизни. Все это привело к тому, что появилась вера в человека и его возможности. Как результат: наполнилась новым содержанием деятельность комсомола, остро встал вопрос о смене тех, кто продолжит дело строителей светлого будущего. Приоритетным направлением стало совершенствование человека, как личности разносторонней и готовой менять мир вокруг себя. Именно в эти идеи легли в основу только начавшей формирование педагогики «Орлёнка». 1957 году на первой Всероссийской конференции старших пионерских вожатых в г. Новосибирск впервые прозвучала мысль о создании нового республиканского пионерского лагеря, так как в это время остро развернулась полемика о совершенствовании работы с пионерами. А в 1960 году уже состоялась первая смена для пионеров со всей страны.

В 1972 году, в год 50-летия Всесоюзной пионерской организации было принято решение о направлении средств на создание мероприятий, направленных на усиление заботы о подрастающем поколении. Это стало отправной точкой для строительства нового Всесоюзного пионерского лагеря «Океан» для детей из Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

80-е годы ознаменовались рядом важных исторических событий и предпосылок (перестройка, Афганская война, «бархатные революции» в Восточной Европе, острая нехватка квалифицированных специалистов в рабочих профессиях), которые не могли не отразиться на обществе. Именно в этот период в Краснодарском крае создает новый лагерь для проведения трудовых смен профтехобразования, который впоследствии станет ВДЦ «Смена». Именно в нём начинается постепенный переход от оздоровительных смен к реализации профильных программ обучения подростков.

Сегодня наша страна – это 17 миллионов километров площади, это треть материка, это более тысячи лет богатой истории и достижений в разных областях – наука, искусство, спорт; это 190 народов с уникальными культурными особенностями, которые проживают на ее территории; это 89 субъектов с неповторимым колоритом и особенностями.

Сейчас Россия также находится на переломном моменте: с одной стороны наши спортсмены берут призовые места на мировых соревнованиях по разным видам спорта; школьники занимают призовые места на международных олимпиадах по естественным и точным наукам (математика, химия, 2023 г.); начинающие и молодые специалисты берут золотые медали в конкурсах профессионального мастерства (45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс», 2019 г.); с другой – волнения в обществе, связанные с нестабильной международной политикой приводят к тому, что начинается постепенный отток молодого поколения в другие государства для работы и жизни.

Современный мир быстро меняется и развивается, и иногда за всеми изменениями сложно успеть. Благодаря скоростному доступу в сеть Интернет любая новость моментально становится достоянием общественности и нередко мы ее воспринимаем через призму мнения того человека, который эту новость выложил в сеть. Подростку, у которого мировоззрение только формируется очень сложно анализировать весь поток получаемой информации, поэтому зачастую он воспринимает чью-то позицию как непреложную истину. Для того, чтобы это избежать, необходима индивидуальная работа с подростками и помощь им в осознании приобретаемого опыта и его последующем применении. Каждому человеку необходимо постоянно развиваться и совершенствовать себя для того, чтобы успевать адаптироваться к изменениям, происходящим в мире, прокачивать свои навыки, чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда, иметь авторитет, чтобы его мнение было услышано.

Вместе с пиком перемен в обществе наступил и пик перемены мировоззрения и мышления во всех слоях населения. Все это привело к тому, что в современном обществе намечается ряд проблем, в том числе в системе образования, которые необходимо решать до того, как они станут глобальными и необратимыми. Среди них:

- невозможность оценить реальный уровень знаний ребёнка по результатам единого государственного экзамена;

- высокая нагрузка на педагога и, как следствие, невозможность своевременно осваивать новые педагогические технологии, направленные на актуализацию у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному, историческому, техническому наследию России;

- отсутствие индивидуального подхода к формированию личностных качеств и знаний ребёнка;

- отсутствие инфраструктуры и материальной базы, адаптированной под образовательный запрос современного школьника.

Для того, чтобы наша страна выстояла и продолжила развиваться, необходимо воспитывать сильное поколение патриотов, готовых развивать свою страну, развивать науку, готовых сохранять и передать традиции следующему поколению сограждан. Необходим комплексный подход к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

 

В рамках обращения к Федеральному собранию 21 февраля 2023 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин указал на необходимость повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего, – истории, обществознанию, литературе, географии «чтобы молодёжь могла как можно больше узнать о России, её великом прошлом, о нашей культуре и традициях. У нас очень яркое, талантливое молодое поколение, которое готово работать на благо страны в науке, культуре, социальной сфере, бизнесе и в государственном управлении». 

Кроме этого, Президент отметил, что существует острая необходимость в изменении системы высшего образования, а именно указал, что «необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. У нашей молодёжи должны появиться новые возможности для качественного образования, трудоустройства, профессионального роста».

 

Для решения данных проблем и формирования системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения получено поручение Президента Российской Федерации от 5 января 2022 г. № Пр-25 Минпросвещения России реализовать строительство на территории Псковской области Всероссийского детского центра «Печоры». Одним из инициаторов создания Центра выступил Митрополит Псковский Тихон.

ВДЦ «Печоры» объединяет лучший опыт и создает уникальный проект в сфере воспитания подростков.

 

Его основная задача – формирование базовых духовно-нравственных ценностей защитника Родины; создание аутентичных практик на основе ремёсел, народных игр, традиций северо-запада России; продвижение русского языка и русской культуры в мире.

В настоящий момент ведутся работы по возведению Центра на территории площадью 11 га. По опыту строительства всесоюзных детских лагерей, открытых в советское время (МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок» и т.д.) под перспективное строительство и расширение Центра планируется выделение дополнительного земельного участка площадью 26 га. Данный участок имеет выход к озеру, что позволит проводить оздоровительные процедуры в летнее время, реализовывать ряд образовательных курсов «в поле» (судомоделирование), а также даёт возможность запланировать строительство дополнительных сооружений для бытовых и образовательных нужд Центра.

Центр станет точкой притяжения детей из Северо-Западного ФО (в последующем и из других регионов РФ) с учётом развития культурно-исторического наследия России.

Дополнительные общеразвивающие программы Центра создаются с учётом передового опыта в системе школьного и дополнительного образования.

 

Основной особенностью Центра станет создание уникальной образовательной среды для подростков, где каждый школьник, будучи участником смены или обучающимся школы, сможет:

- углубить свои знания в выбранной отрасли, применить полученные знания в практической деятельности, продемонстрировать приобретенные знания и навыки и создать образовательный продукт;

- погрузиться в культурно-историческую среду региона, познакомиться (или актуализировать) со знаковыми событиями нашей истории, совместно с другими участниками и педагогами проанализировать и понять их значимость для развития нашей страны;

- развивать гибкие навыки, в том числе лидерские качества для презентации себя и своих продуктов, командной и проектной работы;

- осознать собственную важность для будущего нашей страны.

 

Основные принципы сформированы на основе лучшего опыта Всероссийских детских центров (МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок», ВДЦ «Океан», ВДЦ «Смена»), организаций школьного, высшего и дополнительного образования (лицей «Сириус»):  

- опора на историческое наследие (знакомство с достижениями наших соотечественников, традициями, народными ремёслами, анализ исторических событий и опыта предшественников);

- индивидуальный подход к обучению подростков (помощь каждому подростку в построении своей траектории обучения в рамках смены, их сопровождение в течение смены педагогами и наставниками);

- помощь подростку в осмыслении приобретенного опыта и определении дальнейших перспектив собственной деятельности; последующее сопровождение подростков;

- формирование чувства сопричастности к общей истории, общему наследию, общему делу через систему воспитательных дел.

 

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.) одними из приоритетных направления деятельности являются:

- внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

- полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

- развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учётом его потребностей, интересов и способностей.

В настоящий момент ведётся работа по разработке программ обучения подростков в рамках смены.

В рамках знакомства с программами обучения школьников на Федеральной территории «Сириус» был отмечен положительный опыт реализации программ через модульный формат обучения, именно поэтому его предлагается сделать ведущим форматом реализации программ.

 

Модульное обучение – это формат организации обучения, при котором каждая дисциплина изучается в течение отдельного временного периода (модуля). Срез знаний по дисциплине осуществляется сразу по окончании модуля.

 

Проживание и обучение в ВДЦ «Печоры» будет реализовано по тематическому принципу. Участник смены сможет выбрать одну из тематических дружин, в которой будет проживать и обучаться по дополнительной общеразвивающей программе. Реализация дополнительных общеразвивающих программ будет осуществляться по следующим направлениям:

- социально-гуманитарная (проектно-исследовательская деятельность, направленная на знакомство с культурно-историческим своеобразием региона);

- художественная (знакомство с выбранным видом декоративно-прикладного искусства или ремесла);

- естественнонаучная (групповая или индивидуальная проектно-исследовательская работа по выбранному направлению);

- техническая (знакомство с техническим наследием страны, создание и апробация собственного прототипа);

- физкультурно-спортивная (оттачивание навыков в выбранном виде спорта, участие в соревнованиях и показательных выступлениях);

- военно-патриотическая (знакомство с военной историей России, основами военной стратегии и ведения тактики).

Кроме этого, в рамках образовательных программ подростки примут участие в занятиях и событиях, которые помогут им познакомиться с народными видами спорта (лапта, городки и т.д.), познакомиться с историей Псковской области, в рамках одноразовых мастер-классов познакомиться в другими видами народных промыслов России.  

 

В рамках смены каждый подросток сможет выбрать наиболее приоритетное для себя направление и пройти обучение по нему (вариативный образовательный курс). Итогом освоения программы станет создание образовательного продукта и демонстрация приобретенных знаний за смену.

Модульный формат обучения позволит в короткие сроки усвоить материал, закрепить его в практической деятельности, а также по итогам контрольного среза знаний увидеть пробелы и перспективы для дальнейшего обучения.

В рамках перспективного строительства и освоения территории, выделенной для расширения Центра, до 2025 года предполагается строительство ряда сооружений более качественной реализации образовательных программ: палаточного лагеря для участников военно-патриотических сборов, стадиона на 1000 посадочных мест и общеобразовательной школы для учащихся 8-11 классов.

Для решения этой задачи планирует возведение общеобразовательной школы на 300 мест для школьников Псковкой области и близлежащих регионов РФ.

Планируется, что школа станет образовательным учреждение пансионного типа с полной занятости подростков в течение дня. Помимо школьных занятий для подростков будут реализованы программы дополнительного образования по направлениям, представленным в Центре, а также культурно-досуговые мероприятия в вечернее время. Кроме этого, школьники смогут свободно посещать открытые объекты Центра, такие как вору-аут зона, библиотека, компьютерный класс и т.д. для самостоятельной подготовки и занятий.

Пилотную версию проекта школьного обучения предполагается реализовать до 2025 года. Его участники станут порядка 100 подростков, обучающихся в 8-11 классах.

Условия проживания участников палаточного лагеря будут приближены к полевым, что позволит погрузить их в теоретические и практические занятия по профилю. Площадки лагеря будут оснащены для проведения узкопрофильных занятий таких как строевая подготовка, огневая подготовка, рукопашный бой, туристская и альпинистская подготовка, медицинская подготовка, тактическая подготовка, топография и ориентирование на местности, основы маскировки.

Открытие стадиона позволит реализовывать программы физкультурно-спортивной направленности не только на территории крытого спортивного комплекса, но на свежем воздухе. Кроме этого, его запуск открывает перспективы эффективного сотрудничества в части реализации образовательных программ между ВДЦ «Печоры» и детскими футбольными клубами, клубами по легкой атлетике как Псковской области, так и других регионов РФ.

Важно понимать, что для того, чтобы Центр действительно стал уникальной образовательной средой для школьника, мало реализовывать дополнительные общеразвивающие программы в рамках 14- или 21-дневной смены, необходимо создать условия для полного погружения подростка в образовательную среду, чтобы он не просто получал знания и уезжал, а полностью погружался в образовательный процесс. Важно понимать, что для решения проблем и задач, описанных выше необходимо создать площадку для постоянного образовательного процесса школьника, другими словами – сделать Центр не только площадкой дополнительного образования, но школьного обучения модульного типа для подростков 8-11 классов, т.к. именно в этот период происходит профессиональное самоопределение подростка.

Основной задачей школьного образования станет воспитание разносторонней личности, умеющей находить и обрабатывать информацию, анализировать ее, делать выводы и видеть перспективы, личности, знающей свою историю, умеющей синтезировать опыт прошлого и инновации настоящего для создания успешного будущего не только для себя, но и для нашей страны в целом.

Планируемая инфраструктура Центра и его материально-техническое обеспечение должно позволить реализовать программы школьного обучения для подростков и обеспечить ему качественную подготовку не только в сдаче выпускных экзаменов, но и дать базу для успешной профессиональной деятельности по выбранному направлению.

Перечень учебного оборудования и наглядно дидактических материалов насчитывают более 5000 позиций и позволят организовать обучение подростков по таким дисциплинам как русский язык, математика, физика, химия, биология, история, география, обществознание, иностранные языки, а также реализовывать программу дополнительного обучения подростков по таким направлениям как 3D-моделирование, Робототехника, Авиа- и Судомоделирование, Космонавтика, Журналистика, Фото- и Киносъёмка и т.д.

Для закрепления полученных знаний по итогам каждого модуля и оценки собственных навыков в рамках обучения предполагается реализация блока практической работы и лабораторных работ, реализация проектно-исследовательской деятельности. Кроме этого, обучение по гуманитарным дисциплинам – это возможность развивать у подростков актуальные в настоящее время гибкие навыки. Так уроки истории позволят научиться вести конструктивный спор, отстаивать свою точку зрении и подкреплять ее реально существующими фактами и документами; уметь видеть причинно-следственные связи и прогнозировать результат; обучаться ведению исследовательской или проектной деятельности; а уроках литературы подростки могут не просто читать произведения и знакомиться с биографией авторов, но и на практике отрабатывать навык ведения сравнительного анализа, смотреть на ситуацию в целом и анализировать, грамотно излагать свои мысли в устном и письменном виде; уроки иностранного языка станут площадкой для развития коммуникативных навыков, умения использовать язык, как иностранный, так и родной во всем его многообразии.

6 июня 2022 года было объявлено о выходе России из Болонской системы, в этот же день союз ректоров вузов всерьёз поднял вопрос о том, чтобы сделать единый государственный экзамен добровольным испытанием; кроме этого, 12 мая 2023 года был опубликован указ Президента РФ, В.В. Путина о совершенствовании системы высшего образования. В данный момент будет запущен пилотный проект по переходу с двухступенчатой на трехступенчатую систему высшего образования в нескольких вузах страны, чей опыт в перспективе будет тиражироваться по всей стране. Это может повлечь за собой болезненные для школьников изменения в оценке усвоения школьной программы, так как единственной альтернативой тестовой форме является устная или письменная форма сдачи экзаменов. Тогда в обоих случаях подростку необходимо будет продемонстрировать не только факты и цифры, но и показать глубину владения материалом, аналитические способности, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Именно поэтому необходимость в постепенном внедрении новых подходов к подаче материала и в целом к обучению подростков становится как никогда важной.

Кроме этого, существует потребность не только в «безболезненном» переходе из одной системы обучения в другую в рамках школьного обучения, но и «безболезненного» перехода подростка от школы к вузу. Это связано, в первую очередь, с тем, что поручение Президента об изменении системы высшего образования повлечет за собой усовершенствование подходов к изучению материала, внедрение новых форм обучения и аттестации.

Важно создать условия для того, чтобы образовательная среда была адаптирована под систему подходов к вузовскому обучению (практическая деятельность, исследовательская деятельность).

В рамках реализации молодёжной политики Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) реализует экосистему бесшовного перехода от школы к вузу. Она реализуется за счет запуска серии проектов, таких как «Большая перемена», «Твой ход», направленных на реализацию социально-полезных проектов обучающимися школ и вузов на уровне страны и отдельных субъектов РФ. Но в данном случае бесшовный переход осуществляется только в рамках организации внеучебной деятельности для школьников и студентов. Образовательной среде для школьников необходим такой же бесшовный переход, чтобы подросток, попадая из школы в вуз не чувствовал разницы в подходах к обучению, чтобы не слышал фразу: «Забудьте всё, чему вас учили в школе».

Одной из особенностей вузовской программы является система реализации семинаров и контрольных точек, которые дают возможность по итогам определенного тематического блока оценить уровень усвоения материала. Нередко оценки, полученные на данных семинарах и коллоквиумах формируют итоговую оценку по дисциплине. Важно отметить, что данный подход очень близок модульному формату обучения, что также позволит реализовать идею бесшовного перехода от школьного и дополнительного образования в вузовскому.

Реализация программы школьного обучения подростков способствует решению ключевых задач современного образования, таких как формирование современной системы непрерывного профессионального образования, повышение качества профессионального образования и обеспечение доступности качественного общего образования.

Немаловажную роль должна играть и система внеучебной деятельности – каждый из подростков, обучающихся по программам дополнительного образования или в школе при Центре получит возможность принять участие в мастер-классах, направленных на знакомство с различными направлениями декоративно-прикладного искусства, народных ремёсел, технического творчества, различных видов спорта, посетить объекты культурно-исторического наследия на территории региона. Это также будет работать на одну из задач, которые Центр перед собой ставит – воспитание разносторонней личности. Кроме этого, система дел даст возможность каждому подростку развивать и демонстрировать организаторские навыки, лидерские качества, творческие способности, таланты и навыки самопрезентации.

Еще одним важным направлением работы с подростками станет осуществление работы по постсопровождению подростков, продемонстрировавших наилучшие результаты и проявляющих заинтересованность в дальнейшем развитии в выбранной сфере деятельности. Одним из направлений постсопровождения может стать рекомендация подростков-участников смен к зачислению в школу на базе ВДЦ «Печоры», а также дальнейшего обучения в рамках реализации программы поддержки талантливых детей фонда «Талант и успех». Для усовершенствования образовательного процесса предполагается разработка диагностического инструментария, который позволит оценить качество предлагаемых программ со стороны подростка и педагога и внести необходимые доработки в программу обучения.

 

Для создания уникальной образовательной среды на территории ВДЦ «Печоры» необходимо создать новые условия для обучения и иной деятельности подростков. Именно поэтому уникальность образовательной и воспитательной системы ВДЦ «Печоры» заключается в постепенном переходе от системы дополнительного образования к школьному образования, направленном на воспитание личности, лидера и патриота.